Страничка учителя-логопеда

Развитие речи у детей 5-6 лет

К пяти годам ваш ребёнок:

  • обладает словарным запасом около 3000 слов;
  • знает свои адрес;
  • пользуется предложениями из 5-6 слов;
  • пользуется всеми типами предложений, в т.ч. сложными;
  • правильно произносит практически все звуки;
  • знает простые антонимы;
  • пользуется настоящим, прошедшим, будущим временем;
  • знает назначение предметов и может сказать, из чего они сделаны.

К шести годам ваш ребёнок:

  • обладает словарём около 4000 слов;
  • все звуки родного языка произносит правильно;
  • умеет рассказывать и пересказывать, причём пытается выразить своё отношение к рассказываемому;
  • помнит и может описать прошедшие события;
  • использует абстрактные и отвлечённые понятия
  • различает и дифференцирует звуки речи

Фонематический слух - основа правильной речи

Умение сосредотачиваться на звуке, уметь различать, анализировать на слух называется фонематическим слухом.
Для начала, потренируйтесь с ребёнком выделять и называть неречевые звуки (бытовые шумы, звуки улицы, звучание музыкальных инструментов, пение птиц и др.), и только потом нужно приступать к формированию чётких фонематических представлений на примере речевых звуков. Ребёнок должен различать такие понятия, как - гласные, согласные (звонкие и глухие, мягкие и твёрдые) звуки.

Игры на развитие фонематического слуха:

  • «Придумай слово со звуком...(например, Ш);
  • «Определи в слове первый,последний звук»;
  • «Разложи вещи по полкам» - на первую полку по-ложи картинки, в названии которых звук находится в начале слова, на вторую - в середине, на третью у в конце;
  • «Поймай рыбку» - вытащив рыбку, ребёнок должен последовательно перечислить все звуки, из которых складывается её название.

Без грамматики правильно говорить не будешь

Знакомьте детей с предлогами, для этого давайте точные, конкретные поручения, например: «Возьми банку со стола и поставь её на подоконник». Поручение выполнено, спросите, откуда была взята банка и куда поставлена. Игра в поиск спрятанного предмета здесь тоже будет к месту. Или можете сложить кучкой несколько предметов в одном месте (на столе), а один отдельно (под креслом). Пусть ребёнок перечислит точно указав, где что находится. Ну, а если ребёнок будет, слушая стихотворение, заканчивать строчку (используя различные формы слов, а значит, окончания) - вы проводите с ним грамматический тренинг.

Например:

У норы добычи ждёт,
Притаившись, серый кот.
Мышь осталась без хвоста Вырываясь от ... (кота)
А теперь и за версту Не приблизится к ... (коту)

Наверняка ребёнку понравится, если вы вовлечёте в игру какую-нибудь игрушку, которую нужно будет поправлять, учить.

Начнём с пополнения словарного запаса

В возрасте 5-6 лет ребёнок обладает хорошей памятью, поэтому ему нужно читать как можно больше книг: стихов и прозу. Прочитайте ребёнку книгу:

  • обсудите прочитанное, попросите ребёнка пере-сказать прочитанное
  • рассказывайте ребёнку сказки «с продолжением»
  • расширяйте знания детей о профессиях, объясняйте ребёнку новые названия: лётчик, космонавт, кассир, капитан. Спросите: «Кому что нужно для работы?» Можно даже поиграть в сюжетную игру.
  • Попросите ребёнка дополнить предложение. Например, вы говорите: «Маша сегодня надела шубу, шапку, шарф, потому что...»
  • Спрашивайте ребёнка для чего нужен тот или иной предмет, как им пользоваться
  • большое внимание следует уделить обозначению признаков (игра «Назови какой», оттенков (свето-коричневый, тёмно-красный), степень качества (горячее, мягче), действий предметов, притяжательным прилагательным (игра «Это чей хвост? нора? лапы? нос? шерсть?), наречиями
  • помогите ребёнку освоить некоторые обобщающие понятия. Например, назовите понятие - посуда, а затем попросите назвать, что относится к этому слову
  • доставляйте рассказы по картинкам
  • придумывайте загадки. Попросите ребёнка описать какой-нибудь предмет, не называя его.

Написать письмо учителю-логопеду
$MFORM_1$