Страничка учителя-логопеда

Развитие речи у детей 5-6 лет
К пяти годам ваш ребёнок:
- обладает словарным запасом около 3000 слов;
- знает свои адрес;
- пользуется предложениями из 5-6 слов;
- пользуется всеми типами предложений, в т.ч. сложными;
- правильно произносит практически все звуки;
- знает простые антонимы;
- пользуется настоящим, прошедшим, будущим временем;
- знает назначение предметов и может сказать, из чего они сделаны.
К шести годам ваш ребёнок:
- обладает словарём около 4000 слов;
- все звуки родного языка произносит правильно;
- умеет рассказывать и пересказывать, причём пытается выразить своё отношение к рассказываемому;
- помнит и может описать прошедшие события;
- использует абстрактные и отвлечённые понятия
- различает и дифференцирует звуки речи
Фонематический слух - основа правильной речи
Умение сосредотачиваться на звуке, уметь различать, анализировать на слух называется фонематическим слухом.
Для начала, потренируйтесь с ребёнком выделять и называть неречевые звуки (бытовые шумы, звуки улицы, звучание музыкальных инструментов, пение птиц и др.), и только потом нужно приступать к
формированию чётких фонематических представлений на примере речевых звуков. Ребёнок должен различать такие понятия, как - гласные, согласные (звонкие и глухие, мягкие и твёрдые) звуки.
Игры на развитие фонематического слуха:
- «Придумай слово со звуком...(например, Ш);
- «Определи в слове первый,последний звук»;
- «Разложи вещи по полкам» - на первую полку по-ложи картинки, в названии которых звук находится в начале слова, на вторую - в середине, на третью у в конце;
- «Поймай рыбку» - вытащив рыбку, ребёнок должен последовательно перечислить все звуки, из которых складывается её название.
Без грамматики правильно говорить не будешь
Знакомьте детей с предлогами, для этого давайте точные, конкретные поручения, например: «Возьми банку со стола и поставь её на подоконник». Поручение выполнено, спросите, откуда была взята банка и куда поставлена. Игра в поиск спрятанного предмета здесь тоже будет к месту. Или можете сложить кучкой несколько предметов в одном месте (на столе), а один отдельно (под креслом). Пусть ребёнок перечислит точно указав, где что находится. Ну, а если ребёнок будет, слушая стихотворение, заканчивать строчку (используя различные формы слов, а значит, окончания) - вы проводите с ним грамматический тренинг.
Например:
Притаившись, серый кот.
Мышь осталась без хвоста Вырываясь от ... (кота)
А теперь и за версту Не приблизится к ... (коту)
Наверняка ребёнку понравится, если вы вовлечёте в игру какую-нибудь игрушку, которую нужно будет поправлять, учить.
Начнём с пополнения словарного запаса
В возрасте 5-6 лет ребёнок обладает хорошей памятью, поэтому ему нужно читать как можно больше книг: стихов и прозу. Прочитайте ребёнку книгу:
- обсудите прочитанное, попросите ребёнка пере-сказать прочитанное
- рассказывайте ребёнку сказки «с продолжением»
- расширяйте знания детей о профессиях, объясняйте ребёнку новые названия: лётчик, космонавт, кассир, капитан. Спросите: «Кому что нужно для работы?» Можно даже поиграть в сюжетную игру.
- Попросите ребёнка дополнить предложение. Например, вы говорите: «Маша сегодня надела шубу, шапку, шарф, потому что...»
- Спрашивайте ребёнка для чего нужен тот или иной предмет, как им пользоваться
- большое внимание следует уделить обозначению признаков (игра «Назови какой», оттенков (свето-коричневый, тёмно-красный), степень качества (горячее, мягче), действий предметов, притяжательным прилагательным (игра «Это чей хвост? нора? лапы? нос? шерсть?), наречиями
- помогите ребёнку освоить некоторые обобщающие понятия. Например, назовите понятие - посуда, а затем попросите назвать, что относится к этому слову
- доставляйте рассказы по картинкам
- придумывайте загадки. Попросите ребёнка описать какой-нибудь предмет, не называя его.
Написать письмо учителю-логопеду
$MFORM_1$